Критика итальянской оперы

Вопросам оперного театра уделяла внимание и отечественная журналистика. В издававшемся И. А. Крыловым в 1789 г. сатирическом журнале «Почта духов», касавшемся самых различных сторон современной действительности, мы находим остроумную пародию на итальянскую оперу с ее нелепыми условностями и неправдоподобием действия26.

Критика итальянской оперы, пользовавшейся особым покровительством двора, составляла одну из неотъемлемых сторон борьбы за утверждение отечественного оперного искусства. Известный русский актер, писатель и публицист П. А. Плавильщиков в программной статье «Театр», опубликованной в другом журнале И. А. Крылова - «Зритель», вновь выступил против неумеренного увлечения «высшего света» итальянской оперой и его предубеждения к русской. Утверждая, что русская музыка заслуживает самого высокого признания,. Плавильщиков писал: «И так: есть ли бы захотели вникнуть порядочно и должным рассмотрением в свое собственное, нашли бы, чем пленяться, нашли бы, что одобрить, нашли бы, чем удивить и самих чужестранцев» 27.

Статья П. А. Плавильщикова появилась в печати тогда, когда лучшие произведения русской оперы XVIII в. были уже написаны и многие из них прочно утвердились на сцене, но споры о ней не прекращались. Смысл статьи заключался, таким образом, не в том, чтобы проложить пути к созданию национальной оперы, а в поддержке уже существующего направления в оперном искусстве, в борьбе за его достойную, справедливую оценку.

В 70-х годах XVIII в. происходит размежевание между придворным театром, все более утрачивавшим роль главного центра музыкально-театральной жизни, и частными городскими сценами, основывавшимися на коммерческих началах. Театр В. П. Урусова М. Медокса в Москве и театр К. Книппера в Петербурге ставили не только драматические произведения, но и оперы, так как самостоятельной оперной труппы тогда еще не существовало. Одни и те же актеры исполняли и оперу, и комедию, и драму. Поэтому все они должны были уметь петь и обладать известной музыкальной подготовкой.

28.04.2017