Участники любительских обществ

В этих сборниках преобладают песни лирические и плясовые или хороводные, что, видимо, отвечало степени распространенности различных фольклорных жанров в городской среде.

В отличие от деревенской традиции многоголосного хорового исполнения песен здесь они даны одноголосно. Составитель первого из таких сборников В. Ф. Трутовский писал в «Предуведомлении» к 1-му выпуску, появившемуся а свет в 1776 г.: «Я напоследок вознамерился в удовольствие многих любителей издать в печать сии собранные мною русские песни с тем, чтоб их петь в один голос так, как они обыкновенно поются; но кто ж захочет петь или играть на инструментах не откидывая бас, то составлено будет согласие». Можно полагать, что эти слова отражают ту манеру исполнения народных песен, которая укоренилась среди городского населения и была если не единственной, то, во всяком случае, преобладающей, т. е. соло в один голос, иногда с сопровождением инструмента.

Репертуар городского бытового музицирования не ограничивался песней. Я. Штелин пишет о городских обществах певчих, «которые не в силу обязанности, но лишь побуждаемые любительством, обучаются... пению по церковным нотным книгам». Участники этих любительских обществ, по свидетельству того же автора, иногда заменяли в церкви профессиональных певчих или присоединялись к церковным хорам для исполнения торжественных праздничных песнопений.

«Такие же хоры, - прибавляет он, - я знал в Москве и Петербурге, причем нотные книги их содержали не только церковные мотеты на все праздники в году, но также старые и новые композиции и новейшие концерты на библейские и другие поучительные тексты». Под этим определением могли подразумеваться и партесные концерты, и духовные псальмы на слова Симеона Полоцкого, Димитрия Ростовского, Василия Тредиаковского и других русских поэтов. Несомненно также, что пелись песни и светского содержания - любовные, шуточно-сатирические.

27.04.2017