Драматические и песенные элементы

Почти не представлены в печатных сборниках (а если и представлены, то единичными образцами) обрядовые песни, продолжавшие бытовать не только в крестьянской среде, но и на городских окраинах.

В одном из популярных в свое время литературных произведений мы находим подробное описание шествия с березкой в Троицын день, завивания венков и сбрасывания их в реку, сопровождаемого песнями, как этот праздник справлялся в Москве в конце XVIII в.21 Особенно излюблены были масленичные песни и игры, дожившие до начала XX в., а также песни, сопровождавшие свадебный обряд, который получил отражение во многих произведениях русской литературы и драматургии. Как отметила В. Д. Кузьмина, «драматические и песенные элементы свадебной поэзии являлись одним из источников, питавших развитие русской бытовой комедии и комической оперы в последней четверти XVIII века».

К новым жанрам народного творчества, возникающим в XVIII в., относятся рекрутские песни. Выразительно описывает А. Н. Радищев в одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» скорбное причитание над молодым рекрутом, насильно разлучаемым со старухой-матерью и молодой невестой.

Некоторые из песен, связанных с восстанием Пугачева, несомненно, возникли по свежим следам событий, но, естественно, не могли тогда попасть в печать, да и самая их запись, даже в более позднее время, была связана с большими трудностями.

«Этот фольклор бытовал только в узком кругу; в первые десятилетия после ликвидации движения он не выходит за пределы породивших его социальных групп. Для записей же он всегда передавался очень неохотно». С именем Пугачева принято связывать песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», которую А. С. Пушкин ввел в текст «Капитанской дочки». Эта песня вошла и в некоторые из печатных сборников последней трети XVIII в.

23.10.2017