Музыка песен

Жанру лирической песни уделяли внимание многие из виднейших русских поэтов этого времени. Так, почти все стихотворные вставки из переведенного В. К. Тредиаковский галантно-аллегорического французского романа «Езда во остров любви» (1730), а также собственные стихи поэта, помещенные в приложении к переводу, стали песнями и вошли в состав рукописных сборников. Именно эти сборники, по справедливому замечанию Т. Н. Ливановой, «утвердили роль Тредиаковского в русской бытовой поэзии и музыке середины XVIII века». Большое количество списков, в которых встречаются песни на слова Тредиаковского, свидетельствует об их широкой популярности.

Однако с конца 40-х годов они постепенно начинают забываться 19. В области песенной поэзии законодателем вкусов становится А. П. Сумароков. Его любовная лирика привлекала своей легкостью, изяществом, облагороженностью любовного чувства, носившего у Тредиаковского порой еще грубовато-эротический характер. Именно Сумароков ввел песню в систему поэтических жанров классицизма, уравняв ее в правах с «высокой» поэзией.

Музыка песен на сумароковские тексты основана чаще всего на танцевальных ритмах. Мелодии, как правило, не сочинялись, а подбирались из бытующего репертуара. Поэтому соответствие музыки содержанию поэтического текста бывало весьма относительным. Нередки случаи, когда чувствительные стихи, наполненные слезными жалобами и воздыханиями, соединялись с музыкой легкого жеманно-грациозного менуэта. Но встречаются и такие образцы, в которых слова и напев хорошо соответствуют друг другу (например, «Прости мой свет, в последний раз»).

А. П. Сумароковым был создан также особый род «русской песни» в народном духе, получивший широкое развитие в поэзии конца XVIII и начала XIX в. Некоторые из его сочинений этого жанра, положенные на музыку, стали настолько популярными, что их принимали за подлинно народные и включали в фольклорные сборники.

23.10.2017