Демократические слои города

Из-за трудности игры и дороговизны содержания таких оркестров было немного и срок их существования оказался недолгим: уже к 30-м годам XIX в они исчезают и вскоре забываются.

Демократические слои города - ремесленники, торговцы, мелкие чиновники и т. д., а также мелкопоместное провинциальное дворянство имели свой круг художественных, интересов и жили иной музыкальной жизнью. О вкусах этой среды, о том, что было любимо ею и исполнялось чаще всего, мы можем составить представление по многочисленным дошедшим до нас рукописным нотным сборникам. Нотопечатание в России даже к концу XVIII в. было развито очень слабо, да и тогда, когда появляются печатные ноты, они издавались ничтожными тиражами и стоили дорого. Поэтому любители музыки переписывали любимые произведения в тетради или альбомы, служившие для домашнего употребления. Нередко такие альбомы переходили из поколения в поколение, пополняясь новыми произведениями.

Содержание сборников было пестрым и разнородным. Песни любовно-лирического или шуточного, бытового характера соседствовали с духовными «псальмами», возникшими еще в XVII в., а порой и с петровскими панегирическими кантами. Новое и старое легко уживалось друг с другом. Песни различного рода и содержания представлены в одинаковом музыкальном изложении, на трех нотных строчках, что, впрочем, не исключало возможности пения их одним или двумя голосами в сопровождении инструмента. О распространенности такого рода исполнения лирических песен уже в петровское время позволяют судить рукописные повести. Например, герой популярной «Истории об Александре - российском дворянине», отвергнутый гордой красавицей, изливает свои чувства в «Песне на миновет» (т. е. менуэт), которую он поет, аккомпанируя себе на цитре16.

Тип любовной песни с мелодией чаще всего танцевального характера возник еще в первые десятилетия XVIII в., но ее нотные записи появляются только в сборниках 30-40-х годов.

29.06.2017