Роговые оркестры

Некоторые из крепостных оперных театров (в частности подмосковные театры Шереметевых в Кускове и Останкине) по разнообразию репертуара и роскоши оформления не уступали придворному. Из числа крепостных музыкантов графа Н. П. Шереметева вышел известный в свое время композитор, дирижер и педагог Степан Дегтярев, автор большой патриотической оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Прекрасной певицей и актрисой была Прасковья Ковалева-Жемчугова. Ее игра и пение впечатляли глубоким драматизмом и искренностью. По отзывам современников, Ковалевой особенно удавались образы гордых свободолюбивых женщин, не желающих примириться со своим униженным, зависимым положением.

Одним из своеобразных и характерных для крепостного усадебного музицирования явлений были роговые оркестры, подобных которым не существовало нигде в Европе. Первый роговой оркестр, «сконструированный» в 50-х годах чешским валторнистом И. Марешем, принадлежал придворному графу С. К. Нарышкину. Особенностью такого оркестра являлось то, что каждый инструмент мог издавать только один звук определенной высоты, так что для исполнения даже простейшей мелодии необходимо было участие нескольких музыкантов. Игра в роговом оркестре требовала строжайшей дисциплины и совершенно обезличивала его участников. Иностранные наблюдатели справедливо отмечали, что подобное явление могло возникнуть только на почве крепостничества, и в то же время восхищались красотой звучания роговых оркестров, напоминавшего, по словам одного из них, отдаленно доносящийся звук нескольких больших органов.

Роговые оркестры были разными по числу исполнителей - от двенадцати-пятнадцати почти до ста. Соответственно различались они и по своим художественным возможностям, и по степени сложности и разнообразию репертуара. Характер звучания этих оркестров больше всего подходил для игры под открытым небом, но иногда они использовались и в концертном исполнении крупных произведений, и в опере.

23.08.2017