Значительный след

Среди них даровитые певицы Е. И. Нелидова, Н. С. Борщова, блестящая арфистка Г. И. Алымова, впоследствии завоевавшая широкое признание выступлениями в столичных салонах.

В середине века был широко известен кружок сенатора и академика Г. Н. Теплова, игравшего на скрипке и немного занимавшегося композицией. Хорошими музыкантами были также его сын и три дочери. Для одной из них итальянский композитор Винченцо Манфредини, служивший при петербургском дворе, написал клавесинный концерт, который она играла с оркестром под управлением автора. Любительскому музицированию уделяли внимание многие просвещенные русские люди. Известно, например, что И. А. Крылов был постоянным участником квартетных собраний, где играл партию первой скрипки.

Значительный след в русской музыкальной культуре оставил кружок одного из образованнейших людей того времени, поэта, ученого и архитектора Н. А. Львова. К этому кружку примыкал ряд выдающихся представителей отечественной литературы и искусства: поэты Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, композиторы Д. С. Бортнянский и Е. И. Фомин, художник Д. Г. Левицкий и др. Особое внимание уделялось в кружке народной песне, которую часто певали хором. Здесь созрел замысел одного из первых печатных сборников русской народной песни14. Участниками кружка и дочерьми Львова разыгрывались оперы, для которых сам Львов писал либретто, а музыка подбиралась из известных произведений, а иногда, может быть, создавалась Фоминым или кем-нибудь еще из профессиональных композиторов.

В наиболее крупных и богатых загородных усадьбах создавались хоры, оркестры, театры, в которых играли и пели крепостные артисты, получившие специальную подготовку под руководством иностранных педагогов.

28.04.2017