Комические оперы

В репертуаре труппы Локателли были комические оперы (opera buffa), привлекавшие живостью действия, остротой характеристик, мелодичностью и доступностью музыки. Два года спустя предприимчивый антрепренер стал давать спектакли и в Москве. И хотя в конце концов его дело потерпело крах из-за больших расходов на содержание труппы, деятельность ее оставила заметный след в русской музыкально-театральной жизни, так как впервые познакомила русскую публику с жанром «оперы буффа», полюбившейся не только простым горожанам, но и аристократической элите. Со временем «опера буффа» оттеснит «серьезную» оперу на второй план и в репертуаре придворного театра.

В середине 60-х годов Петербург знакомится с французской комической оперой, лучшие образцы которой отличались большей реалистичностью образов, нежели итальянская «буффа», а порой и демократической социальной заостренностью. По истечении трехлетнего срока придворной службы (1764-1767) французская труппа осталась в Петербурге и стала давать спектакли «для народа за деньги». Но особенно широкое распространение жанр «opйra comique» получил в 80-е годы XVIII в., когда французские комические оперы ставились на сценах русских профессиональных и любительских театров.

Во второй половине века интенсивно развивается музыкальная жизнь, хотя центрами ее по-прежнему остаются Петербург, Москва, а также усадьбы крупных феодальных магнатов.

С конца 40-х годов в Петербурге, а несколько позже и в Москве все чаще появляются иностранные музыканты-гастролеры, концерты которых были доступны за определенную плату для всех желающих. Случайные, эпизодические поначалу, эти выступления становятся регулярными в 70-е годы. Наряду с зарубежными гастролерами, среди которых встречались известные в Европе музыканты (например, знаменитые скрипачи-виртуозы Аптоиио Лолли и Гаэтано Пуньяпи), в столичных концертах принимали участие артисты придворной итальянской оперы. В конце столетия выдвигаются также талантивые отечественные исполнители-концертанты.

28.04.2017