Придворная итальянская опера

И все же постановки этих двух опер стали крупным событием в русской музыкальной жизни. Они убедительно продемонстрировали, какими артистическими силами располагает русская вокальная школа. Современники особенно отмечали исполнение двух заглавных партий в «Цефале и Прокрисе» обладателем великолепного тенора Гаврилой Марцинкевичем и камерной певицей Елизаветой Белоградской.

Придворная итальянская опера достигает в 60-70-х годах особенного блеска и великолепия. Во главе ее в то время стояли такие прославленные композиторы, как Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Панзиелло. Знаменитейшие итальянские певцы, которых старались переманить многие европейские монархи, занимали ведущее положение в петербургской труппе.

Со временем итальянская опера утрачивает замкнутый, сугубо аристократический характер. Опера Ф. Арайя «Александр в Индии» после торжественной премьеры в 1756 г. в присутствии императрицы была повторена для широкой публики: «Смотрители (зрители. - 10. К.) были желающее дворянство и купечество»12. А немного позже в верхнем ярусе «оперного дома» возле Зимнего дворца были отведены постоянные места «купечеству и всем, кому вход дозволен» 13. К последним, вероятно, относились и представители нарождавшейся разночинной интеллигенции - профессора, академики, педагоги университетской гимназии.

Но самый жанр условно-героической «оперы сериа» все больше обнаруживал свою устарелость и несоответствие новым художественным запросам. Интерес к нему постепенно падал даже в придворных кругах и склонялся в сторону более близких к жизни видов оперного искусства. В 1757 г. в Петербурге появилась первая частная оперная антреприза, руководимая итальянцем Дж. Б. Локателли. По заключенному с придворным ведомством контракту труппе было предоставлено право давать два (а затем и три) публичных платных представления в неделю в помещении Деревянного театра на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

29.06.2017