«Высочайший» указ

В 1740 г. был издан «высочайший» указ о том, чтобы молодых певчих Придворной капеллы обучать игре на инструментах для замещения «у былых музыкантских мест» в уже упоминавшемся придворном оркестре. Таким образом, к середине XVIII в. этот оркестр (разделившийся к тому времени на два самостоятельных коллектива - «камерный» и «бальный») состоял в значительной своей части из отечественных музыкантов. Оркестровые музыканты готовились также при Сухопутном шляхетском корпусе, роль которого в развитии русской литературы и драматического театра хорошо известна.

В 1738 г. при корпусе была создана балетная школа под руководством французского танцора Ж. Б. Ланде, ее воспитанники участвовали в балетных интермедиях итальянской оперы.

К 50-60-м годам XVIII в. молодые русские исполнители выросли настолько, что могли с успехом заменять иностранных музыкантов на придворных концертах, проводившихся, как правило, регулярно - два раза в неделю. В «Камер-фурьерских журналах», фиксировавших все события придворной жизни, мы находим записи: «Придворные певчие играли на скрипицах»; «придворные певчие играли на инструментальной музыке с пением»; «играно на скрипицах, а малолетние певчие пели итальянские арии» и т. п.

В середине 50-х годов у А. П. Сумарокова возникает мысль о создании оперы на русском языке, которую могли бы исполнять свои отечественные артисты. Им были написаны тексты двух опер - «Цефал и Прокрис» и «Альцеста», постановки которых состоялись на придворной сцене в 1755 и 1758 гг. Сольные партии исполняли молодые певчие Придворной капеллы, старшему из которых было неполных 14 лет. Это еще не русские оперы в полном смысле слова: музыка их принадлежала иностранным композиторам - итальянцу Ф. Арайя и немцу Г. Раупаху, да и сам Сумароков придерживался драматургических норм «серьезной» итальянской оперы. Характерно, что в отличие от большинства своих трагедий, сюжеты которых А. П. Сумароков брал из русской истории, при написании либретто он обратился к античной мифологии.

27.04.2017