Деятельность иностранных музыкантов

Артистам итальянской труппы разрешено было давать уроки музыки в аристократических домах. По свидетельству Я. Штелина, талантливой музыкантшей-любительницей была сестра А. Кантемира Мария, которая отлично исполняла в петербургских музыкальных салонах оперные арии и певала дуэты с прославленным певцом труппы Ф. Арайя Пьетро Мориджи.

В составе этой труппы были превосходные виртуозы-инструменталисты, по традиции исполнявшие в концертах преимущественно собственные сочинения. В 1738 г. в типографии Академии наук были напечатаны «12 симфоний, ради скрипки и баса сочиненные» известного итальянского скрипача Луиджи Мадониса, который прожил в России более двадцати пяти лет, совмещая придворную службу с педагогической работой и концертными выступлениями в домах петербургской знати. Ряд исследователей отмечает в его произведениях обороты, близкие русской народной песне. С Россией связано и творчество другого итальянского композитора и скрипача - Доменико Далольо. В одной из его симфоний «5т10ша гизэа» звучит тема, навеянная русским песенным фольклором9.

Деятельность иностранных музыкантов, пользовавшихся часто незаслуженными привилегиями, становится со временем тормозом на пути развития национального русского искусства. Но до известного момента она имела положительное значение, способствуя воспитанию отечественных музыкальных кадров. Так, с начала 40-х годов хор Придворной капеллы, состоявший из русских и украинских певцов, постоянно участвовал в спектаклях итальянской оперы, а отдельные певчие достигали такого совершенства в искусстве «бельканто», что могли исполнять сольные партии. Газета «Санкт петербургские ведомости» писала о молодом украинском певчем (впоследствии руководителе капеллы) Марке Полторацком, исполнявшем одну из основных партий в опере Ф. Арайя «Беллерофонт», что он «не уступит наилучшим итальянским актерам».

29.06.2017