«Серьезная» итальянская опера

«Серьезная» итальянская опера (opera seria) иногда сравнивалась некоторыми исследователями по значению с русской классицистической трагедией. Однако это сопоставление едва ли справедливо. Если А. П. Сумароков и другие русские драматурги, принадлежавшие к школе классицизма, стремились давать «уроки царям», осуждая жестокое самовластие и показывая пример справедливого, милосердного правления, то «опера сериа» была насквозь куртуазна. Взгляд на оперу как на роскошное зрелище, призванное услаждать «сильных мира сего», возвеличивать верховную власть, нашел отражение в статье известного «хроникера» русской театральной и музыкальной жизни, академика и организатора придворных торжеств Якоба Штелина под названием «Историческое описание оного театрального зрелища, которое называется оперой». Ставя оперу превыше всех остальных видов театрального искусства, Я. Штелин пишет: «Все в ней есть знатно, великолепно и удивительно. В ее содержании ничто находиться не может, как токмо .высокие и несравненные действия, божественные в человеке свойства, благополучное состояние мира и златые веки собственно в ней показываются». Давая краткий исторический обзор развития оперы, автор особо подчеркивал, что своего высокого положения она могла достигнуть лишь «от употребленного на то иждивения великих господ и знатных дворов».

Редкие спектакли итальянской оперы, дававшиеся по особо торжественным случаям (дни коронации, рождения или тезоименитства царствующей персоны) и доступные для очень ограниченного круга посетителей, не могли получить сколько-нибудь широкого общественного резонанса. Но среди просвещенного русского дворянства были серьезные и образованные ее ценители. К ним принадлежал, в частности, поэт-сатирик Антиох Кантемир, который, находясь в Англии на дипломатической службе, заботился о привлечении в Россию лучших итальянских композиторов и исполнителей.

27.04.2017