Нововведения Петра I

К сожалению, образцы ее не сохранились в нотной записи, и только тексты исполнявшихся пьес позволяют нам составить представление об оби лии музыкальных эпизодов (арии, хоры, инструментальные фрагменты), порой приближавших театральное представление к опере.

Но отдельные ростки нового были еще недостаточно сильны, чтобы преодолеть старые традиции и формы, доставшиеся в наследство от прошлой эпохи. В истории русской культуры первые десятилетия XVIII в. стали переходным периодом - «временем ломки и первых, еще не оформившихся попыток подойти к строительству новой системы искусства» б.

подготовили почву для усвоения европейских форм камерного музицирования и оперного искусства, вошедших, в постоянный обиход высших слоев русского общества в 30-40-е годы XVIII в. Но они носили преимущественно импортированный характер" и сфера их распространения оставалась крайне ограниченной. Главным центром музыкальной жизни на протяжении нескольких десятилетий оставался императорский двор, диктовавший моду на иностранных композиторов и исполнителей.

Неизменной частью праздничного придворного ритуала становятся спектакли итальянской оперы, утвердившейся в России с середины 30-х годов как обязательная принадлежность дворов всех европейских монархов. В 1735 г. в Петербург приехала из Италии оперная труппа во главе с композитором Франческо Арайя. Свой первый спектакль - оперу Арайя «Сила любви и ненависти» - она дала на сцене дворцового театра 29 января (ст. ст.) 1736 г. (в день рождения императрицы Анны Иоанновны).

Классицистскую ясность драматургии и музыкального языка итальянская опера соединяла с барочной пышностью оформления и зрелищной эффектностью. Роль художника-оформителя и балетмейстера, ставившего танцевальные интермедии между действиями оперы, была не меньшей, нежели композитора и певцов. Декорации к оперным постановкам создавали видные итальянские художники, работавшие в России: Дж. Валериани, Ф. Градицци, А. Перезинотти.

29.06.2017