Столичные любители музыки

Лучшие из оркестров играли во время столь излюбленных столичным обществом празднеств и гуляний, на балах и ассамблеях «под танцы». Кадры полковых музыкантов готовились в гарнизонных школах, при Адмиралтейском приказе, пополнялись молодыми певчими Придворной капеллы.

Среди столичного дворянства развивается вкус к любительскому музицированию. Хорошим музыкантом и организатором всевозможных музыкальных развлечений был генерал-прокурор П. И. Ягужинский, как талантливая певица и исполнительница на клавесине славилась светская красавица петровского времени М. Ю. Черкасская. Музыка постоянно звучала и в других аристократических домах новой российской столицы. Свои оркестры, составленные из иностранцев или из специально обученных дворовых людей, появились сначала у А. Д. Меншикова и князей Черкасских, а затем и у других вельмож.

В 1721 г. в Петербург приехал один из мелких феодальных владетелей Германии герцог Голштинский с довольно большим по тем временам и высококвалифицированным оркестром, который еженедельно по средам играл в доме тайного советника Бассевича. Эти музыкальные вечера можно считать началом концертной жизни в России. Столичные любители музыки имели возможность знакомиться на них с произведениями крупнейших зарубежных композиторов. Когда в 1727 г. герцог, женившись на старшей дочери Петра Анне, уехал к себе на родину, то его музыканты остались в России и вошли в состав первого петербургского придворного оркестра5. Оркестр, исполнявший инструментальную музыку, существовал с середины века в Москве при Славяно-греко-латинской (позднее Духовной) академии, а обучение игре на музыкальных инструментах было введено в большинстве учебных заведений, как светских, так и духовных.

Наконец, музыка занимала большое место в театре первой четверти XVIII в. Она составляла один из важнейших компонентов художественного целого как в спектаклях первого общедоступного театра Кунста - Фирста, так и в постановках «школьных драм».

28.04.2017