Возникновение музыкально-поэтического жанра

Подобные встречи обставлялись всегда очень пышно. В Москве возводились триумфальные ворота, к оформлению которых привлекались представители различных видов искусства. При приближении кортежа произносились приветственные речи, звучала инструментальная и вокальная музыка.

С этими парадными встречами связано возникновение особого музыкально-поэтического жанра панегирических кантов, посвященных преимущественно военным событиям петровского времени. Существуют целые циклы кантов на взятие Шлиссельбурга, Риги, на Полтавскую победу и т. д. До нас петровские канты дошли в более поздних записях середины века, в виде трехголосно изложенных куплетных песен. Возник также особый род «виватных» кантов, состоявших из распева одного слова «виват». Силлабические стихотворные тексты кантов, восхваляющие смелость и мудрость самодержца, изобилуют высокопарными сравнениями и метафорами. В музыке преобладают маршевые ритмы, фанфарные обороты, пространные рулады, выражающие восторг и радость победы, но иногда вкрапливаются и народно-песенные интонации4.

Жанр торжественного панегирического канта продолжал существовать и позже, вплоть до 60-х годов. Тексты этих поздних кантов принадлежали иногда таким крупным поэтам, как В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, но сам жанр утрачивает прежнее значение и становится одним из видов придворного хвалебного искусства. Изменяется стилистика кантов. Энергичная маршевость вытесняется танцевальными ритмами или гладкой и безличной хоральной мелодикой.

К нововведениям петровского времени относится создание духовых оркестров при каждой воинской части. Их роль не ограничивалась только организацией военного строя и участием в торжественных церемониях.

17.10.2017