Русский театр

Все отмеченные явления способствовали приобщению к театральному искусству более широких слоев населения, особенно городского. Театр того времени не мог вовлечь в свою сферу основную массу населения - крестьянство, которое имело доступ лишь к народным театрализованным зрелищам. Становление и развитие русского театра в XVIII в. отличалось стремительностью. К концу века театр окончательно утратил характер забавы для привилегированных сословий и превратился в серьезную общественную силу, с которой не могло не считаться правительство. Поощряя театральные зрелища, оно стремится теперь подчинить театр во всех его формах своим «политическим и идеологическим целям»81.

Русский театр развивался на основе усвоения национальных традиций и опыта европейского театра. Гражданские мотивы, составлявшие главную особенность театра русского классицизма, как и интерес, заявленный театром сентиментализма к отдельной личности, приобретают под влиянием народной традиции (заострявшей внимание на социальной стороне явления) социальную и политическую окраску. Это со временем выведет русский театр из сферы сословных идеалов на путь утверждения общенациональных интересов.

Гражданский пафос, гуманизм, высокая мера нравственной и социальной требовательности, характерные для театра XVIII в., будут восприняты театром последующих эпох. «В XIX веке не было ни одного театрального явления, которое не было бы тесно связано с прошлым, XVIII веком».

Различные виды художественного творчества в России XVIII в. развивались не вполне синхронно. По сравнению, например, с литературой и театром, уже в первой половине столетия плодотворно осваивающими новые задачи, музыка несколько «запаздывала» в своем развитии. Вплоть до начала 70-х годов XVIII в. творчество русских композиторов протекало главным образом в сфере церковного пения и некоторых видов официально-торжественной музыки.

29.06.2017