Театральное дело

Театральное дело в это время получает развитие преимущественно в столицах - Петербурге и Москве. Появляются первые русские профессиональные актеры. Подготовка их осуществляется в государственных учебных заведениях. Широкое распространение в это время получают любительские театры, в том числе в демократической среде, выдвигающей своих драматургов, актеров, театральных художников, режиссеров.

Классицизм и в последнюю треть века занимает ведущее положение в театральном репертуаре. Однако он не является уже единственным направлением в искусстве, как это было в предшествующий период. Это определит особенности третьего этапа в развитии русского театра. Развивается сентиментализм, намечается становление реалистических элементов; рождаются новые жанры - драма и комическая опера. Ведущим жанром является комедия. Меняется социальный состав зрителей. В целом идет процесс демократизации театрального искусства. К концу века в создании театрального репертуара участвует уже несколько десятков драматургов. Рядом с выходцами из дворянского сословия успешно работают разночинцы. Происходят изменения в актерском исполнении, в режиссуре. Завоевывает признание установка на естественность сценической игры, определяемая драматургией сентиментализма и зарождающегося реализма. Намечается распределение актеров по амплуа.

Для третьего этапа характерно также зарождение театрального дела в провинции, появление крепостных, по преимуществу усадебных театров. Они способствовали выявлению в крепостной среде наиболее одаренных, талантливых людей и привлечению их в театр. Обучение крепостных «изящным искусствам», поставленное в ряде усадебных театров на профессиональную основу, несомненно, сыграло положительную роль в развитии национального театрального дела, в подготовке театральных кадров, перешедших позднее, с упадком крепостных театров, па профессиональные сцены.

27.04.2017