Живые общественные вопросы

Поэтому и театр заявил с момента своего создания об интересе к общественно значимым проблемам, о стремлении к правдивому изображению жизни на сцене. Особую общественную значимость театру сообщили комедии, которые начали появляться в середине XVIII в. и принесли на театральные подмостки критику «зла» во всех его проявлениях: жестокости крепостников, неправосудия чиновников, нравственной несостоятельности «первого сословия», деспотизма монархической власти. «Это было великое дело - восстать на пороки сильные, господствующие, распространенные во всех классах общества, начиная с самых высочайших, и чем выше, тем больше, - писал Н. А. Добролюбов... - Не говоря о Фонвизине и Капнисте, даже второстепенные слабые деятели на этом поприще в прошлом столетии умели затрагивать живые общественные вопросы. Вспомним «Опекуна» и «Лихоимца» Сумарокова, «Вояжера» Ефимьева, «Несчастье от кареты» Княжнина и т. п.»

В своем развитии русский театр XVIII в. прошел три этапа.

Первый этап - конец XVII - первая треть XVIII в. - ознаменовался изменением отношения к театру. Из предмета «потехи», развлечения он начинает превращаться в общественно значимое зрелище. Однако его роль в общественной жизни сдерживается отсутствием отечественного репертуара. Все попытки создать его оказались безуспешными, поскольку тяготели к церковной традиции.

Второй этап - 1740-1770 гг. - связан с рождением и развитием национальной драматургии, формированием русского национального репертуара. Это явилось основанием для создания постоянной русской; труппы и открытия профессионального, общедоступного, государственного театра. Этот период в жизни русского театра совпадает и одновременно определяется утверждением и расцветом классицизма в искусстве. Ведущим жанром является высокая трагедия.

28.04.2017