Рассмотрение театра XVIII в

Один из первых историков русского театра отмечал эти перемены в игре актеров последней трети века: «Хотя в прежнее время господствовал строгий классицизм на сцене и дикция в трагедиях и драмах была манерная и протяжная, но были актеры и актрисы, которые исполняли свои роли очень естественно, например Плавильщиков, Шушерин, Померанцев, Сандуновы и Каратыгин. Все они отличались произношением, и, при всем торжестве тогдашнего классического направления, игра их дружилась с натурою ... почему их постоянно уважали сами классики, требовавшие ученой декламации».

Совсем еще молодая, русская актерская школа располагала актерами, способными донести до зрителей замысел драматургов, вызвать восторг и сочувствие публики.

Рассмотрение театра XVIII в. как явления русской национальной культуры позволяет сделать некоторые выводы.

Развитие театра находилось в тесной связи с развитием литературы, которая направила свои усилия на формирование в русском обществе гражданского сознания. Писатели классицизма выступили с самыми передовыми идеями века: естественного равенства людей, долга и обязанностей «верховной власти» перед «народом», соблюдения отдельной личностью принципа «общей пользы», гуманного отношения к человеку. «...Наша литература, даже в самом начале ее, была провозвестницею для общества всех благородных чувств, всех высоких понятий», - писал В. Г. Белинский, рассматривая произведения 30-х годов XVIII в.

Деятельность русских писателей классицизма, в том числе драматургов, создававших отечественный репертуар как условие рождения национального театра, определялась горячей любовью к молодой России, высоким чувством долга, стремлением принести своим трудом и знаниями наибольшую пользу отечеству.

29.06.2017