Развитие жанра драмы

Но несмотря на протесты, пьесы в этом жанре - «слезные комедии» - в «краткое время... вползли уже в Москву», где «нашли всенародную похвалу и рукоплескание»71. Меньше их было в северной столице - Петербурге, отличавшемся большим «аристократизмом» нравов и официозностью, нежели Москва.

В репертуар публичных и крепостных театров в разное время вошли драмы Дж. Лилло «Лондонский купец», Л. С. Мерсье «Ложный друг», «Беглец», «Судья», Д. Дидро «Побочный сын», «Чадолюбивый отец», Г.-Э. Лессинга «Эмилия Галотти», «Мисс Сара Сампсон» и др. Русского зрителя в этих пьесах привлекал в первую очередь интерес к личности и в меньшей степени социальная направленность.

Развитие жанра драмы сказывалось и на театре классицизма. Уже пьесы М. М. Хераскова «Венецианская монахиня» (1758), «Идолопоклонники, или Горислава» и В. И. Майкова «Агриопа» (1769) не имели жанровой «чистоты»: на них лежала печать «переходности» - от трагедии к драме. Поэтому вполне закономерно, что вслед за переводными драмами появились и пьесы русских авторов, которые окончательно утвердили этот жанр в русском театральном репертуаре. Они несли с собой обращение к тем социальным слоям, которые до них не были предметом внимания сцены.

Кроме того - и это главное - театр переходил к изображению внутреннего мира, чувств и переживаний рядового человека. Он мог быть дворянином, как персонажи драм В. И. Лукина («Мот, любовью исправленный», 1765), М. М. Хераскова («Гонимые», 1775), М. И. Веревкина («Так и должно», 1773, «Точь-в-точь», 1774). Но ими могли быть также представители купечества, как у В. П. Колычева («Дворянющийся купец», 1780), О. Чернявского («Купецкая компания», 1780), П. А. Плавильщикова («Сиделец», 1803) или выходцы из крестьянской среды, как у того же Плавильщикова («Бобыль», 1780).

28.04.2017