Обращение к пьесам

Популярностью у широкого зрителя и устроителей театра пользовались комедии Ж. Б. Мольера («Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Скупой», «Тартюф», «Школа жен» и др.), трагедии П. Корнеля («Сид», «Смерть Помпеева», «Цинна, или Августово милосердие»), Ж. Расина («Эсфирь», «Афалия» и др.), Вольтера («Заира», «Брут»). Не сходил со сцены и В. Шекспир («Юлий Цезарь», «Ричард III» и др.). Эти пьесы ставились как на столичных сценах публичных театров, так и на сценах крепостных театров (Юсупова, Воронцова, Шереметева, Шаховского, Титова и др.), а также городских провинциальных театров.

Появился и другой вид переводных пьес - драма, жанр, сложившийся к этому времени в Западной Европе и ориентированный на вкусы третьего сословия. Он был связан с эстетической программой формирующегося нового литературного направления - сентиментализма. Первой такой пьесой на русской сцене была драма П.-О. Бомарше «Евгения», поставленная Дмитревским в Петровском театре в 1770 г. и принятая с большим воодушевлением69. Вслед за ней там же появилась «Фигарова женитьба». «Повторяема была на театре много раз и завсегда зрителями театр наполнялся», - пишет Н. И. Новиков .

Обращение к такого рода пьесам, а главное - их успех у зрителя объективно свидетельствовали о развивавшемся процессе демократизации русского театра. Зрителей не удовлетворял уже существующий репертуар классицизма. Однако сторонниками традиционных театральных форм были сделаны решительные попытки противодействовать появлению на сцене новых пьес, в которых произошло недопустимое для театра классицизма смешение комического и трагического, смешного и «жалостливого». Известно печатное выступление А. П. Сумарокова против «нового и пакостного рода» комедии.

23.10.2017