Комедии Д. И. Фонвизина

Комедии Д. И. Фонвизина ставились в театрах Москвы, Петербурга, на провинциальных сценах, сценах крепостных театров и с неизменным восторгом принимались зрителями.

Высокий уровень художественного мастерства Д. И. Фонвизина определил бессмертие его «Недоросля». Комедия и в наше время сохраняет помимо историко-познавательного эстетическое значение. Сила ее эмоционального воздействия на современников и потомков определялась глубиной поставленных Фонвизиным социальных и нравственных проблем, художественной правдой.

Заметное место в репертуаре русских театров последних десятилетий XVIII в. заняли комедии Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки» и др.), В. В. Капниста («Ябеда»), А. Д. Копиева («Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка») и др., обличавшие социальные язвы своего времени. В их сценических постановках, особенно в комедии Капниста, проявился яркий сатирико-обличительный талант актера А. М. Крутицкого.

В своих лучших образцах русская комедия эпохи классицизма оформляется как комедия общественная, сатирическая по своему художественному смыслу и идейной направленности. Это сообщило ей опасный в глазах правительства характер. Сценическая судьба таких произведений, как «Ябеда» Капниста, запрещенная после пятого представления и изъятая из продажи, подтверждает, что русский театр включился в идеологическую борьбу, обострившуюся в последние десятилетия XVIII в.

Одновременно с оригинальными русскими пьесами большое место в театральном репертуаре занимают пьесы переводные. Среди них произведения европейского, главным образом французского, классицизма и так называемого «просветительского реализма».

28.04.2017