Акцент актерской игры

Средством его создания становятся диалоги. Акцент актерской игры переместился на интонацию. В ней зазвучали насмешка, шутка, злая ирония, высокий пафос утверждения. С помощью иронических реплик положительных героев автор обнаруживает нравственную несостоятельность комических персонажей. В диалогах раскрываются общественные и нравственные идеалы автора, видевшего «истинное существо должности дворянина» в служении государству, отечеству.

В комедии Д. И. Фонвизина ощутимы каноны классицизма, но под влиянием новых веяний в драматургии он сообщает ситуациям и поведению персонажей естественность, бытовое и социальное правдоподобие. Одновременно с тенденциями реалистическими в комедии проявляется связь с сентиментализмом. Наиболее ощутима она в обрисовке положительных персонажей. Милону, Софье, отчасти Стародуму Фонвизин придает «чувствительность», присущую героям сентиментальной драмы.

Изменения в драматургии, естественно, влекли за собой изменения в характере театральных постановок, в игре актеров. Основы реалистического направления в сценическом искусстве XVIII в. закладывались А. М. Крутицким (1754-1803), одним из первых профессиональных комедийных актеров65. Огромная заслуга принадлежала также Я. Д. Шуйскому и Ожогину, С. Сандунову и Е. Сандуновой, актерам яркого комического дарования, с именами которых связано становление в русском театре реалистической манеры игры.

Первое представление «Недоросля» состоялось в сентябре 1782 г. в Петербурге. «Успех был полный», - сообщал Фонвизин в письме Медоксу, договариваясь с ним о постановке комедии в Москве66. Роль Стародума, с которым драматург связывал успех своей комедии67, исполнял И. А. Дмитревский, роль Еремеевны - Я. Д. Шуйский. В Москве спектакль состоялся в мае следующего, 1783 г. Роль Еремеевны была превосходно сыграна Ожогиным. Комедия была «принята с отменным удовольствием от всех, и почасту на Санкт петербургском и Московском театрах была представляема».

28.04.2017