Узловые моменты

А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знанием души». В ней «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые с беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

Комедия по-прежнему строится на традиционном мотиве сватовства. В ней соблюдаются все «три единства» - действия, времени, места. Однако Д. И. Фонвизин в этой комедии идет по пути дальнейшего преодоления свойственной театру классицизма сценической условности. Действие перенесено непосредственно на сцену и развертывается перед зрителями, охватывая всех персонажей. Его центральные, узловые моменты (сватовство Скотинина, решение Простаковой женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение «злонравной» помещицы расправиться с дворовыми, наконец, объявление Правдиным указа о взятии имущества Простаковой в опеку) определяют движение событий и показывают персонажей в изменяющихся отношениях.

Есть в комедии ярко «игровые» сцены и диалоги, проникнутые истинным комизмом: примерка Митрофаном в день помолвки Скотинина нового платья и обсуждение работы крепостного портного Тришки; уроки Митрофана; ссора учителей, завершающаяся дракой; комический диалог во время экзамена недоросля с участием Стародума. Все они дают представление о повседневной жизни малокультурной помещичьей семьи, об уровне ее запросов, внутрисемейных отношениях и отношениях между дворянами и крестьянами, поражая зрителя реальностью происходящего на сцене.

Хотя сцены с «потасовками» сохраняются в структуре фонвизинской комедии, они окончательно утрачивают условный, театрально-фарсовый характер и являются логическим завершением разработки бытовых сцен. Поэтому не приемы «внешнего комизма» (как у Сумарокова) определяют природу комического в «Недоросле».

28.04.2017