Действие комедии «Бригадир»

Это определило и судьбу трагедии, и судьбу ее автора. Трагедия не была поставлена в театре, текст ее публично сожжен, а смерть Я. Б. Княжнина окутана неразгаданной тайной63.

Все большее место в театральных постановках последней трети XVIII в. занимают комедии. По-прежнему ставятся комедии А. П. Сумарокова и прочно входят в репертуар комедии Д. И. Фонвизина. Фонвизин развивал в определенном отношении традиции, заложенные Сумароковым. Для него также остается главным вопрос о нравственном соответствии русского дворянства своему социальному предназначению, вопрос о том, каким должен быть «истинный» дворянин.

Вслед за Сумароковым Фонвизин изображает дворян, лишенных твердых нравственных понятий и гражданских добродетелей. Наряду с невежеством он высмеивает хищничество и взяточничество правящего сословия. Тема дворянства получила в его комедии сатирическое освещение. Д. И. Фонвизин подвергает резкому осуждению принципы, которыми руководствуются его герои в отношении к государству и семье, русской культуре и обычаям. Особенно критично изображает драматург молодое поколение дворян с его потребительским отношением к жизни: этому поколению чужды интересы отечества, у него отсутствует чувство долга.

Действие комедии «Бригадир» (поставлена в 1770 г.), по традиции, построено на мотиве сватовства, а комические сцены отчасти сохраняют театрально-фарсовый характер. Однако в этой комедии в отличие от сумароковских более тщательно и правдоподобно разработаны бытовые сцены. Введение их определило дальнейшее движение русской комедии по пути снижения сценической условности драматического действия. В «Бригадире» Фонвизиным впервые в истории русского комедийного театра вводятся развернутые авторские ремарки, адресованные режиссеру и актерам. В них содержатся совершенно конкретные указания на место действия: «Театр представляет комнату, убранную по деревенски», в комнате «стоит столик с чайным прибором».

28.04.2017