Система принятых правительством мер

Но с 1782 г. все театральные зрелища отдаются под надзор полиции, а права полицеймейстерской канцелярии передаются Управе благочиния. Отныне запрещение или разрешение театральных представлений находится в руках правительства. Следующим актом, отражающим «дух времени», явилось утверждение в 1797 г., в начале правления Павла I, цензурования пьес, а в 1804 г., при Александре I, создается специальный цензурный комитет по надзору за театром.

Система принятых правительством мер говорит о той значительной роли, какую театр стал играть в обществе в последней трети XVIII в., о том огромном идеологическом влиянии, какое приобрели русская драматургия и театральное искусство этого времени.

Расцвет театрального дела в последнюю треть века связан в первую очередь с развитием отечественной драматургии. Сохраняет свои позиции в репертуаре как профессиональных, так и любительских театров классицизм. Теперь большое место в нем занимает изображение «произвола власти», борьбы против тирании. Первой такой трагедией явился «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова (1771). В основу сюжета положен эпизод восстания против Димитрия в период короткого пребывания его на московском престоле.

Постановка в трагедии Сумарокова проблемы борьбы с деспотией власти, даже в ее узкоклассовом решении в пользу «идеального государя», была фактом значительным для предпугачевского времени. «Димитрий Самозванец» явился первой в России политической, тираноборческой трагедией. По свидетельству Н. И. Новикова, эта трагедия была «многократно представлена на российских театрах»57. «Летопись русского театра» подтверждает, что с Дмитревским в заглавной роли она «имела успех колоссальный»58. Причем он сопутствовал ей не только в момент первых постановок. П. Арапов отмечал, что и в конце века, в постановках 1797 г., «Димитрий Самозванец» «постоянно имел блестящий успех».

23.08.2017