Крепостная труппа помещика

Так, из двух крепостных трупп, подготовленных драматургом, педагогом и актером П. Плавильщиковым, одна (труппа гр. М. Волконского) была выкуплена Московской дирекцией императорских театров. Ею же была выкуплена и крепостная труппа помещика Столыпина; перешла в ведение дирекции балетная труппа кн. Головкиной, подаренная ею Московскому Воспитательному дому.

С размахом велось театральное дело в усадьбах крупных вельмож. Под театры строились здания дворцового типа по заказным проектам, приглашались известные архитекторы, художники, декораторы. Так, подмосковные театры - Шереметева в Кускове и Юсупова в Архангельском - были построены по проекту известного итальянского художника П. Гонзаго. Им же писались и декорации для театра в Архангельском 55.

Все это определило культурную значимость крепостного театра в общем процессе развития театрального искусства в России XVIII в.

Но нельзя не отметить и того, что эксплуатация труда крепостных актеров, музыкантов, художников достигает здесь высшей точки. Талантливые, образованные люди, они особенно остро воспринимали свое социальное бесправие. Позднее, уже в XIX в., художественная литература рассказала о трагических судьбах одаренных людей из числа крепостных56.

К началу нового столетия, с развитием постоянных городских профессиональных театров, в том числе в провинции, «усадебные» крепостные театры утрачивают свое былое значение. Этому способствовали отчасти и экономические причины. Под угрозой разорения владельцы крепостных трупп принуждены были или расстаться с ними, или поставить театр на коммерческую основу. Театры утрачивают аристократический лоск, ориентируются на вкусы широких городских слоев.

Способствуя развитию театра в России, правительство Екатерины II понимало силу его воздействия на общественное сознание. Оно предпринимает ряд мер, направленных на упорядочение системы представлений и организацию общего надзора за репертуарной частью. В 60-70-е годы его осуществляют местные власти.

21.09.2017