Репертуар крепостного театра

Репертуар крепостного театра, хотя и был разнообразен, зависел, однако, от публики - была ли она «усадебной», т. е. дворянской по преимуществу, или городской, более демократической. В усадебных театрах, в частности Шереметева и Юсупова, преобладали опер-но-балетные постановки. Однако с успехом шли русские и европейские комедии и трагедии классицизма, драмы сентиментализма, что говорит о том, что крепостной театр находился в общем русле развития русской театральной жизни той поры и был тесно связан с постоянным городским театром. Связь эта, кроме репертуара, поддерживалась и тем, что постановки спектаклей в крупных крепостных театрах часто осуществлялись теми же режиссерами, что и в городском столичном театре. В подготовке кадров крепостных актеров участвовали те же педагоги, что и в государственных театральных заведениях. Так, крепостную труппу гр. П. Б. Шереметева для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги И. А. Дмитревский, Я. Е. Шушерин (1753-1813), С. Н. Сандунов (1756-1820); танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломони и А. П. Глушковский.

Художественный уровень крепостных театров был различным. Образованность и широкие материальные возможности ряда владельцев «усадебных» театров, постоянный состав их трупп, привлечение талантливых педагогов и режиссеров позволили поднять подготовку крепостных актеров на высокопрофессиональный уровень. Некоторые из крепостных театров, как театр гр. А. И. Воронцова в Тамбове и тамбовской усадьбе, гр. П. Б. Шереметева в подмосковных имениях (Кусково и Останкино), кн. Н. Б. Юсупова в Москве и Подмосковье (в Архангельском) по регулярности спектаклей, уровню их художественного оформления, профессионализму в подборе репертуара и режиссуре не уступали профессиональным театрам в столицах. Не случайно актеры крепостных трупп нередко привлекались на сцены постоянных профессиональных театров.

11.12.2017