Театральные вкусы в провинции

В дальнейшем городской театр появится в Туле (1777), Калуге (17УУ), Харькове, Тамбове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Тобольске. Сохранились документы о постройке деревянного театра в Рязани (1787).

О возросшем увлечении театром в дворянской и разночинной среде, о его воспитательной роли, продвижении в провинцию и влиянии на нравы говорит составитель «Драматического словаря» Н. И. Новиков: «Каждый знает, что в десятилетнее время и меньше начальники, управляющие отдаленными городами от столиц России, придумали с корпусом тамошнего дворянства заводить благородные и полезные забавы; везде слышны театры построенные и строющиеся, на которых заведены довольно изрядные актеры. Во многих благородные люди стараются к забаве своей и общей пользе писать и переводить драматические сочинения; и приметно, что дети благородных людей, и даже разночинцев, восхищаются более зрением театрального представления, нежели гонянием голубей, конскими рысканиями или травлею зайцев и входят в рассуждения о пьесах, чему я сам бывал провинциях свидетель».

Сложным явлением, отразившим общественные противоречия эпохи, был крепостной театр. Театры создавались владельцами-помещиками как домашние, любительские. Актерами в них на первых порах выступали сами дворяне вместе со своими крепостными. Позднее труппы начали создавать только из крепостных актеров. К концу века некоторые из этих театров утратили свой замкнутый, усадебный характер, стали давать платные спектакли, как например театр Н. Г. Шаховского в Нижнем Новгороде или С. М. Каменского в Орле. Переходя на коммерческую основу, такие театры собирали на свои спектакли довольно широкую и разнообразную по социальному составу городскую публику - от дворян и купцов до ремесленников и городской прислуги - и становились по своей сути театрами общедоступными. Формируя театральные вкусы в провинции, они создавали условия для образования в будущем постоянных профессиональных городских театров.

23.06.2017