Зрелищная сторона

Однако главное внимание было сосредоточено - и это отражало настроения наиболее передовой части дворянства, много ожидавшей от правления Екатерины II, - на тех недостатках, которые составляли «зло» социальной жизни.

В этом отношении наиболее значительным произведением являлся «Другой хор ко превратному свету», где Сумароковым намечена, по сути, программа ожидаемых перемен, в том числе обуздание «Минервой» взяточничества судейских чиновников, ограничение власти «злонравных» помещиков, торгующих людьми или проигрывающих в карты деревни, развитие в стране просвещения. После театрализованного шествия всех ожидали «игралища, пляски, комедии».

Зрелищная сторона коронационных торжеств производила на всех сильнейшее впечатление. Андрей Болотов в своих мемуарах писал, вспоминая это событие: «Стечение народа, желавшего сие видеть, было превеликое. Все те улицы, по которым имела оная процессия свое шествие, напичканы были бесчисленным множеством людей всякого рода; и не только все окна домов наполнены были зрителями благородными, но и все промежутки между оными установлены были многими тысячами людей, стоявших на сделанных нарочно для того подле домов и заборов подмостках... И все так оным прельстились, что долгое время не могли сие забавное зрелище позабыть; а песни и голоса оных так всем полюбились, что долгое время и несколько лет сряду увеселялся ими народ, вновь их петь фабричных, которые употреблены были в помянутые хоры...».

Все возрастающий интерес к театральным зрелищам, к искусству театра, наметившийся во второй половине XVIII в., приводит к возникновению театров в провинции, что явилось проявлением роста национальной театральной культуры последней трети века. Одним и первых и наиболее известных в ту пору провинциальных театров был театр, организованный в 1У60 г. в Казани директором гимназии и драматургом М. Веревкиным.

29.06.2017