Представление о театральной жизни

Указ 1763 г. об открытии Московского Воспитательного дома узаконивал передачу части сборов от всех зрелищ в Москве в пользу его воспитанников, это обязывало сами театры заботиться о пополнении своих трупп молодыми актерами из их числа.

В дальнейшем «классы изящных искусств», существовавшие в Московском воспитательном доме с 1773 г., были переданы в Петровский театр (1784). В 1806 г. они преобразованы в Московское театральное училище.

Представление о театральной жизни второй половины XVIII в. было бы неполным без учета массовых публичных зрелищ.

Заметным событием стали празднества в Москве по случаю коронации Екатерины II в январе 1763 г., вынесенные на городские улицы. Празднества продолжались три дня. Программа их была грандиозной по замыслу, и осуществление ее стоило жизни ее организатору и режиссеру Ф. Волкову: он умер, простудившись в эти дни.

«Торжествующая Минерва» - так называлось шествие-представление, в котором участвовало свыше четырех тысяч человек и двухсот колесниц. Оно имело карнавально-маскарадный характер. Как всякая театрализованная постановка, празднество было зрелищным, ярким, впечатляющим, рассчитанным на зрительные и звуковые эффекты, в том числе музыкальные. Стихи для него были сочинены М. Херасковым, а «хоры» - А. Сумароковым. Композиция маскарада явилась «изобретением» Ф. Волкова. Подобно публичным празднествам петровской эпохи, это «общенародное зрелище» (так оно было названо в программе) имело идеологическую окраску. Наиболее отчетливо она проявилась в «хорах» Сумарокова. Актеры, представлявшие аллегорические фигуры и соответственно одетые и загримированные, должны были утвердить «славу добродетели» и выставить на всеобщее осмеяние «гнусности порока». В «хорах» порицались недостатки нравственные (пьянство, гордость и др.), недостатки, порожденные определенным общественным положением («мздоимство», тщеславие, вельможная спесь, невежество).

17.10.2017