Попытка создать постоянный театр

Одновременно с созданием постоянного театра в Петербурге принимаются меры к организации такого же типа театра в Москве. С этой целью в 1759 г. из Петербурга в Москву были командированы Ф. Волков и Я. Шуйский. Попытка создать постоянный театр в Москве была предпринята, по-видимому, на базе университетского любительского театра, которым руководил поэт и драматург М. М. Херасков. Херасков пришел в университет с момента его создания. Со временем он возглавил все его культурные учреждения (типографию, театр, библиотеку), был директором, потом куратором университета. Успехи театра при Хераскове - уровень репертуара, режиссуры и актерского исполнения - позволили актерам-любителям выйти па профессиональную сцену. Такой сценой для них стал частный театр итальянского антрепренера Ж. Б. Локателли.

Свою деятельность в России Локателли начал в 1757 г. в Петербурге, открытием театра итальянской оперы, который, однако, просуществовал недолго. Ориентируясь на вкусы аристократической публики и осуществляя спектакли с необыкновенной роскошью, итальянский антрепренер обанкротился и принужден был уже в 1758 г. перебраться в Москву. Здесь он к 1759 г. выстроил здание «Оперного дома» на Красных Прудах. В сравнении с «театральной хороминой» начала века, сооруженной для Кунста на Красной площади, театр середины века меняет свой архитектурный облик. В театре Локателли есть уже система кулис, занавес для сцены, в зрительном зале предусмотрены ложи и партер. В партере еще не было кресел, а ложи продавались на весь театральный сезон. Интересно, что ложи хозяином театра не были отделаны, хотя стоили дорого (300 руб. за сезон). Отделывали ложи на свой вкус те, кто их приобретал.

С 1759 г. университетские любители театрального искусства начинают давать на сцене Оперного дома публичные драматические спектакли. Они идут регулярно, два раза в неделю, и о них московским любителям театра сообщается через газету «Московские ведомости».

28.04.2017