Тяготение комедии классицизма

Традиционные для комедии мотивы незнания, появление старых друзей, узнавание по памятным предметам (у братьев в «Опекуне» одинаковые крестики, на которых были вырезаны имена, год и день рождения), известные со времен античной драматургии, вводятся Сумароковым в русскую комедию впервые. Они оживляют действие в спектакле, поскольку предполагают воспроизведение на сцене наряду с диалогами персонажей их бытовых поступков.

Тяготение комедии классицизма к правдоподобному изображению жизни на сцепе выразилось и в отступлении от старого требования «единства времени». Временные рамки событий иногда раздвигаются Сумароковым, в своем естественном течении они уже не укладываются в канонизированные поэтикой классицизма сутки. Заметно усиливается связь комедии с русской жизнью, ее содержание уже не сводится только к критике невежества дворянства. Герои рассуждают об истинном благородстве, о продажности «подьячего племени», о назначении монарха, пагубности злоупотребления светской и духовной властью, о положении честного человека в современном обществе. Эти диалоги соотносятся с общими взглядами Сумарокова, выраженными им в стихотворных сатирах, баснях, трагедиях, журнальных статьях.

Комедии Сумарокова 70-х годов входят в современный ему театральный репертуар как самостоятельные сценические произведения и пользуются у зрителей успехом. Н. Новиков в «Драматическом словаре» подытоживал: «Воспитание много обязано покойному Сумарокову. Он много успел в разных своих сочинениях в рассуждении умягчения нравов, и вкус к театру, конечно, от его пера исправлен».

Сумароков стоит у истоков той комедии, которая к концу века оформляется как комедия социальная и достигает своего расцвета в следующем столетии.

23.06.2017