Сценическое оформление

Это приводит его к столкновению с двумя братьями-близнецами, влюбленными в девушек (в судьбе братьев Чужехват также сыграл в свое время роковую роль). Впервые в русской комедии был представлен конфликт, который охватывал всех персонажей, но нити интриги стянуты к фигуре главного героя. Созданию его образа подчинены все наиболее острые в драматическом отношении сцены-диалоги. Условный, традиционный образ скупого, известный уже по античной и европейской драматургии (Плавт, Мольер), наполнился у Сумарокова конкретными социальными и национальными признаками.

Сценическое оформление комедийного спектакля стремилось к бытовому правдоподобию; действие происходило в обычном доме, и героями были рядовые дворяне, изображаемые в будничной обстановке. Но если в первых комедиях Сумарокова успех спектакли зависел от исполнителей главных комических ролей, то в этой комедии, как и в последовавших за нею, важна была сыгранность всей труппы, всех актеров, занятых в комедии.

Варианты коллизии, раскрытой в «Опекуне», повторились в других комедиях Сумарокова этих лет: «Приданое обманом» (1764), «Ядовитый» (1765), «Лихоимец» (1768). Действие в них также строилось на мотиве сватовства, задуманного ради денег. Ухищрения одних недостойных дворян направлены на то, чтобы получить приданое, другие озабочены тем, чтобы его удержать.

Сюжетные ситуации комедий А. П. Сумарокова имели еще весьма условный характер. Так, герои после многих лет неожиданно встречаются в одном доме. Подброшенный некогда ребенок волей автора становится слугой в доме своего врага. Слуга не может связать своей судьбы с девушкой-дворянкой, по опять-таки неожиданно появившийся друг отца снимает это препятствие, восстанавливает прежнее, дворянское положение героя и соединяет влюбленных.

При всей своей условности комедийное действие не лишено внешней занимательности.

17.10.2017