Русский комедийный репертуар

В основе сюжета обычно лежала схема: мать и отец или кто-то из них выбирает дочери жениха, а дочь любит другого. Сватовство обычно оканчивается неудачей для женихов, выбранных родителями. Эта схема комедийного действия сохранится в комедиях Д. И. Фонвизина («Бригадир» и «Недоросль»), Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки» и др.), В. В. Капниста («Ябеда») и других драматургов последней трети XVIII в.

Русский комедийный репертуар оказался в большей степени связан с традициями народного театра.

В ранних комедиях Сумарокова, которые выполняли роль интермедий в больших спектаклях, действие, по существу, было лишено движения, а наступающая в конце развязка не подготавливалась ходом событий. Сюжет был нужен лишь для того, чтобы мотивировать появление на сцене комических персонажей главным образом из числа многочисленных и недостойных претендентов в женихи. Комедийные ситуации - а они были главными в структуре пьес - носили фарсовый, как в народной интермедии, или полу фарсовый характер. Успех такой комедии у зрителей обеспечивали актеры, исполнявшие комические роли. Действия их на сцене обычно сопровождались эксцентрикой, нередко «балаганного» типа (потасовки, побои, падения и т. д.), что шло от театра «охочих комедиантов», в свою очередь связанного с народным скоморошеским искусством.

В комедиях А. П. Сумарокова 60-х годов характер комедийного действия меняется. Сокращается число персонажей, усложняется любовная интрига. Появляется несколько любовных пар, что было характерно для европейской комедии (Лопе де Вега, Шекспир, Мольер).

«Опекун» (1765) А. П. Сумарокова стал одной из тех комедий, в которых изменения в жанре обозначились наиболее четко, они определили и изменения в сценическом исполнении. Главный герой, богатый дворянин Чужехват (он же Опекун) решает жениться на бедной молоденькой дворянке Нисе, но в то же время желает удержать приданое Состраты, опекуном которой является.

23.06.2017