Ремарки в трагедии

Со временем в спектакли вводятся звуковые эффекты: так, в трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771) за сценой слышатся удары колокола, сзывающего народ к Кремлю, и они воспринимаются главным героем как предвестье его кончины.

Следует заметить, что в текстах первых трагедий, авторами которых являлись драматурги, осуществлявшие непосредственные театральные постановки спектаклей (Сумароков, Херасков), авторский комментарий был незначительным. С приходом в театр большого числа новых драматургов происходит размежевание функций автора пьесы и постановщика спектакля. После Ф. Волкова в числе выдающихся режиссеров XVIII в. следует назвать И. А. Дмитревского и П. А. Плавильщиков а.

Ремарки в трагедии последней трети века становятся описательными, расширяются тематические и появляются «игровые» ремарки.

К оформлению спектаклей привлекались знаменитые европейские театральные художники, живописцы, архитекторы. Среди них - Карло Галли-Биббиена (1725-1787) из семьи известных итальянских художников, работавших в театрах Италии, Германии, Австрии; декоратор-итальянец Дж. Валериани, под руководством которого в разное время работало свыше сорока русских художников-декораторов, в том числе ставшие известными И. Я. Вишняков, Ф. Я- Алексеев, Н. Ижевский и др.; отец и сын П. и Ф. Градицци, прожившие 30 лет в России (с 1762 по 1792 г.). С 1792 г. много лет работает в России итальянский художник Пьетро Гонзаго (1751 - 1831), по проекту которого выстроены театры в подмосковных усадьбах.

Назначение комедии в классицизме было иным: «издевкой править нрав», т. е. смехом воспитывать дворянское сословие. В комедиях высмеивались нравы и поступки дворян, не отвечающие высокому общественному назначению «первого сословия».

Первые русские комедии, написанные Сумароковым, носили еще условный характер и строились на столкновении внутрисемейных интересов.

23.08.2017