Авторский комментарий

В сценическом оформлении спектакля театр классицизма отошел как от сложных в техническом отношении постановок театра мистериального типа, так и сцены-эстрады без декораций или с меняющимися декорациями, характерными для школьного театра первой трети XVIII в.42 Постановка трагедии в театре классицизма не требовала ни сложных декораций, ни особой техники. Все было в высшей степени просто и должно было отвечать главному требованию искусства классицизма - правдивому изображению «природы». Как писал теоретик классицизма Буало.

Авторский комментарий в виде рассыпанных по тексту трагедий ремарок позволяет составить общее представление о возможностях их сценического, театрального воплощения.

Действие в трагедии было лишено мистицизма, оно опиралось на исторические, реальные факты; художественные сюжеты создавались драматургами, как и в античную эпоху, по закону «вероятности или возможности» (Аристотель). В них обнаружилось тяготение к обобщенным нравственным оценкам исторических лиц. Эта установка на «общее», «типовое» проявляется уже в перечне действующих лиц, т. е. «афише», с указанием их имен и социального, общественного положения: «царь», «князь» и т. д. Поэтому игра актера - исполнителя роли главного героя - не нуждалась в особых указаниях автора режиссеру или актеру.

События в трагедии происходили в течение суток. Требование «единства места» исключало перемену декораций. Однако в театрализации действия им придавалось огромное значение. Поэтому одно из важных мест в трагедии занимают ремарки, содержащие указания на обстановку действия и помещаемые вслед за перечнем действующих лиц. Чаще всего действие происходило в Киеве, Полоцке, Новгороде,. Москве; на площади, во дворце, в храме.

23.08.2017