Постановки русских пьес

Постановки русских пьес, по признанию современного исследователя русского театра XVIII в., «явились одним из выражений роста русской национальной культуры». Ф. Волков, видевший в Петербурге «Хорева» Сумарокова, воспринял общий стиль театральной постановки спектакля. Поэтому классицизм в русском театре связан не только с именем Сумарокова как драматурга, но и Волкова как актера и выдающегося режиссера.

Становление русского искусства театральной драматической игры опиралось на традиции европейского - шекспировского и расиновско-мольеровского - театра. Однако оно не было простым усвоением чужого опыта. Вбирая лучшие достижения европейского актерского мастерства, русские актеры не остались на уровне подражания: они переняли и опыт театра «охочих комедиантов», опиравшийся на традиции русского народного и школьного театров. Это особенно ощущалось в сценической реализации комедийного репертуара, основанного на .драматургии Сумарокова, позднее - Фонвизина.

Изменился характер и стиль театральной постановки. В период классицизма на смену «зрелищности», характерной для фарсов и комедий «площадного» типа, с одной стороны, и театра мистериального, средневекового типа - с другой, приходит театр, рассчитанный на интеллектуальное восприятие. Происходит более резкое размежевание трагедии и комедии, что привело к разделению сфер их эмоционального воздействия. Мир человеческих чувств рационалистическим путем был расчленен: были установлены, как верно отмечал французский исследователь классицизма Э. Кранц, «касты чувств и страстей, добродетелей и пороков».

Преимущественное положение в репертуаре первого профессионального русского театра заняла трагедия.

23.06.2017