Демократический театр

Демократический театр ввел в ту же пьесу образ Гаера - одного из ведущих персонажей своего репертуара, а также «тарабарский» язык турецкого султана и его посла: именно таким выдуманным и непонятным языком обычно говорят в комических сценках народного театра персонажи-иностранцы.

Для постановки указанных пьес было необходимо более сложное оформление сцены-эстрады. В этом случае, как и в школьном театре, сценическая площадка делилась на несколько частей «большим» и «малым» занавесами, использовались декорации-«задники», которые сменялись по ходу действия. Так, в пьесе «Комедия об Индрике и Меленде» за «большим» занавесом поочередно появлялись Меленда, лежащая на постели за решеткой, потом часовня женского монастыря, а затем ворота перед часовней мужского монастыря с картиной, изображающей Индрика, плачущего над гробом мнимоумершей Меленды. В задней части сцены помещалось и «небо», возвышавшееся над остальной частью сценической площадки, откуда на подвижном облаке спускались мифологические персонажи, например Слава в «Действии о короле Гишпанском».

Подобные постановки долгие годы, практически до конца XVIII в., пользовались популярностью и любовью в городской демократической среде.

В правление Екатерины II предпринимается попытка взять под контроль народные зрелища. С этой целью открываются официальные «народные театры», сначала в Москве (1765), потом в Петербурге. Они просуществовали недолго, до 1771 г., но пользовались в народе популярностью (о чем писали современники). Представления давались актерами, набранными по преимуществу из среды подьячих и мастеровых. Труд их оплачивался. Оплата производилась через полицию, которая таким образом осуществляла надзор за представлениями и репертуаром. В «народных театрах» игрались в основном комедии, в том числе и переводные, но успехом пользовались интермедии на злободневные темы из русской социальной жизни.

23.10.2017