Простейшие бытовые предметы

В любительском демократическом театре представления разыгрывались на простейшей сцене-эстраде. Декораций и кулис не было, действующие лица выходили из-за занавеса или ширм, расположенных в задней части сцены. Не было и занавеса, отделяющего сцену от зрителей, он появился только к концу XVIII в. Большую роль играл реквизит, который должен был характеризовать то или иное лицо и определять его профессию: жгут или дубина в руках Гаера, сапожные инструменты в руках Сапожника, лоток с пирогами у Пирожника, лопата у Могильника и т. д. Специальный костюм требовался для Гаера (полосатый кафтан и «треух») и для Шляхты (сюртук из мешковины, шпага, «башмаки новы, только пяты голы»). Большая часть действующих лиц выходила на сцену в обычной одежде. Обстановку повседневной жизни создавали и простейшие бытовые предметы, использовавшиеся в спектакле (стол, чарки, ложки, ведра, ухват и др.).

Репертуар демократических театров, отличавшийся разнообразием, зависел отчасти от состава труппы, а также от ее руководителя. Ими обычно были грамотные люди, часто бывшие ученики Славяно-греко-латинской академии и других духовных школ. Это объясняет появление на демократической сцене мистерии Димитрия Ростовского «Покаяние грешного человека» или «актов» - инсценировок популярных переводных романов и повестей. Из пьес-инсценировок были использованы «Комедия о Индрике и Меленде», «Действие о короле Гишпанском», а также, видимо, «Комедия о Ипполите и Жулии».

Попав на сцену демократического театра, эти пьесы приобретали своеобразные черты, сближающие их с народным творчеством. Таковы элементы народного причитания в плаче Меленды об Индрике и королевны об убитом отце (в пьесе «Действие о короле Гишпанском»). Сцена поединков в той же пьесе приобретает фарсовый характер: благородные кавалеры - участники «турнира» бранятся между собой и ведут себя как кулачные бойцы. «Действие о короле Гишпанском», видимо, ставилось в солдатской среде, на что указывает обилие «военных» сцен (сражение короля, а потом и его преемника с турками, поединки рыцарей - претендентов на руку королевны), а также использование военного «артикула»: в пьесе звучат команды «во фруит», «на караул», барабанщик бьет в барабан и т. п.

18.08.2017