Демократические театры

Этому способствует разрешение правительства (1750) устраивать в частных домах «вечеринки с пристойною музыкой» я представлять «русские комедии». Запрещалось лишь ходить и ездить по улицам в костюмах, предназначенных для «комедий и наряжаться в платье духовных персон» 17.

Демократические театры возникали стихийно. Появились они в Москве, Петербурге, Рязани, Ярославле, Пензе, Тобольске и других городах России. Они основывались на традициях раннего народного театра, в основном на традициях «скоморошеских потех». Их организаторами и участниками были «разных чинов люди» - «канцеляристы, копиисты, даже стряпчие, заодно с дворовыми людьми» 18. Спектакли носили сезонный характер, ставились обычно во время праздников (святки, масленица и др.) ,9. Актеры-любители выступали в наскоро сколоченных деревянных балаганах, а зимой - в специально снятом помещении. Сохранилось множество челобитных этого времени с просьбой о разрешении на организацию театральных представлений и аренду помещений. Среди них документы об аренде крестьянином Макаровым трех кукольных театров на Неглинке (1790) 20.

Чаще всего в демократических театрах разыгрывались пьесы, авторами которых были сами участники спектаклей. Это были сатирические диалоги, веселые сценки, интермедии и одноактные комедии - произведения, тесно связанные с русской демократической сатирой конца

XVII - начала XVIII в., а иногда и представлявшие обработку бытовавших устных произведений. Намеки и остроты на общеполитические и местные темы, включаемые в спектакли, очевидно, особенно нравились зрителям и повышали их интерес к театру. Ставились также устные народные драмы. Материалом для комических бытовых сценок в демократическом театре служили и популярные в XVIII в. сборники переводных апекдотов-фацеций. В этом разнородном материале театра демократических слоев городского населения отражалось «классовое самосознание трудового народа».

11.12.2017