Спектакли

Спектакли шли в самом здании университета и пользовались большой популярностью, привлекая сравнительно широкий круг зрителей из числа студентов, преподавателей, родственников тех и других, знакомых, т. е. дворянской среды по преимуществу, но не исключавшей и разночинцев.

Университетский и шляхетский любительские театры сыграли значительную роль в формировании театральной культуры в России и становлении национального русского театра. Достаточно высокая исполнительская культура актеров-любителей обусловливалась в первую очередь тем, что в учебную программу и Московского университета, и Шляхетского корпуса входило обязательное обучение «изящным искусствам». Основательной была также подготовка и по литературе («словесности»). Из стен Шляхетского корпуса вышли А. П. Сумароков и М. М. Херасков, а из Московского университета - Д. И. Фонвизин, М. И. Попов, П. А. Плавильщиков и ряд других драматургов, заложивших основы национального театрального репертуара.

Любительские театры были организованы и в других светских учебных заведениях: в Смольном институте, при Академии Художеств. Театр при Академии Художеств был создан в 1764 г., т. е. спустя несколько лет после ее открытия. Актерами-любителями были учащиеся, в основном из числа разночинцев. Ставились спектакли по пьесам Сумарокова («Синав и Трувор» и др.) и Мольера («Амфитрион», «Школа мужей» и др.), организовывались музыкальные концерты, ставились балеты. Театральное искусство в Академии преподавал известный актер комического дарования Я. Шуйский, пение - «вольный музыкант» Е. Сичкарев.

Театр как новый вид искусства получает широкое развитие в демократической среде. Полупрофессиональные городские демократические театры, имевшие в своем репертуаре драматические произведения или инсценировки переводных романов, повестей, начинают появляться в 1720-1730-е годы. Более широкое распространение они получают к середине столетия.

29.06.2017