Женские роли

Женские роли, как и в кадетском корпусе, первоначально исполнялись юношами. Так, студент Страхов с неизменным успехом исполнял на университетской сцене роль Семиры в одноименной трагедии Сумарокова, вызывая восторг не только зрителей, но и автора. Летом 1757 г. в «Московских ведомостях» появилось объявление, обращенное к «женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, а также петь и обучать тому других», с приглашением «явиться в канцелярию Московского императорского университета»16. Предполагается, что именно по этому объявлению пришли в труппу университета женщины-актрисы: начинавшая здесь свою артистическую жизнь и ставшая позднее известной трагической актрисой Т. М. Троепольская, а также А. М. Мусина-Пушкина и др.

Новым в университетском любительском театре в сравнении с театром Шляхетского корпуса явилось расширение репертуара: параллельно с драматургией русского и европейского классицизма на его сцене ставились пьесы, созданные в иной стилевой манере. Так, здесь впервые были сыграны пьесы младшего современника Сумарокова М. М. Хераскова, пополнившего русский театральный репертуар первыми оригинальными трагедиями на сюжеты из частной жизни («Венецианская монахиня» и др.). Были поставлены и первые русские стихотворные комедии того же автора («Безбожник»), представлявшие также отступление от канонов классицизма. В трагедии преобладало «жалостливое» начало, в комедии отсутствовало «смешное»; в них ощутима связь с сентиментализмом. Пьесы приближаются к новому типу театрального произведения - драме.

Есть сведения, что на сцене университетского театра ставились спектакли и по пьесам воспитанников университета.

23.06.2017