Переживания героев

По общему признанию современников Сумарокова, она была лучшей его трагедией. В ней так же, как и в предыдущих трагедиях, в центре внимания переживания героев, поставленных перед необходимостью подчинить личное общему, «сверх личному».

В первых русских трагедиях действовали, по существу, только положительные герои: Хорев, Синав, Трувор, Семира, Олег. Монархи правили добродетельно и «беззлобно». Трагическая ситуация возникала, когда «мудрые» монархи оказывались во власти своих «страстей». Сумароков еще не подвергает сомнению их право на высокое положение. Однако он показывает, что даже такие личные свойства человека, как подозрительность, преувеличенное самомнение способны при-" вести к трагическим последствиям, если их носителями становятся люди, облеченные высокой властью. И хотя действия героев вызывали у зрителя скорее сожаление, чем возмущение, эти персонажи в зрительском сознании противопоставлялись тем, в ком разум властвовал над «страстями», носителям героического начала - Хореву, Трувору, Семире.

Сумароков, явившись основоположником русской национальной трагедии, определил ее художественное и идейное своеобразие. Его трагедии имели огромное воспитательное значение. Оно «обусловливалось теми нравственными и политическими понятиями, которые выражались в речах ее действующих лиц».

Вслед за А. П. Сумароковым к жанру трагедии обратились М. В. Ломоносов («Тамира и Селим», «Демофопт») и В. К- Тредиаковский («Деидамия»). Написанные на условно-исторические сюжеты, первые произведения драматургии русского классицизма имели строroe жанровое обозначение, какого не знала до этого русская литература и театр. Согласно поэтике трагедии ее героями могли быть монархи, полководцы, князья, т. е. лица, определявшие своей волей судьбы государства и людей.

18.08.2017