Первая русская трагедия

Сумароков происходил из старинного дворянского рода, воспитание получил в закрытом привилегированном учебном заведении - Шляхетском корпусе, был на военной службе, но главным делом своей жизни всегда считал литературное творчество. В отличие от М. В. Ломоносова, выступавшего с общегосударственной просветительской программой, драматургическая деятельность Сумарокова всецело определялась задачами воспитания дворянского сословия, утверждения его гражданских идеалов. Славу великого писателя, титул «северного Расина» принесли ему трагедии.

Для трагедии классицизма было характерно обращение к прошлым эпохам, преимущественно к событиям героическим. Русские драматурги выбирали сюжеты из отечественной истории, интерес к которой проявился уже у Ф. Прокоповича. В трагедии А. П. Сумарокова «Хорев» художественную обработку получает легенда о первых основателях Киева. Трагические события прошлого изображаются драматургом как результат столкновения нравственных начал - добра и зла, долга и чувства. Главный герой трагедии Хорев поставлен в ситуацию выбора между воинским долгом и чувством к Оснельде, дочери врага. Руководствуясь интересами государства, он возглавляет дружину в войне против отца своей возлюбленной, подступившего с войском к стенам Киева, и побеждает его. Вернувшись, он среди всеобщего торжества и приветствий узнает о смерти Оснельды, отравленной по злому наущению. Конфликт разрешается смертью героев. Верность Хорева долгу при очень сильном чувстве к Оснельде делает его образ героическим.

Первая русская трагедия была поставлена в 1749 г. в Шляхетском корпусе на сцене любительского театра, которому суждено было сыграть значительную роль в судьбе русского театрального искусства. Возникновению театра в закрытом дворянском учебном заведении способствовала общая атмосфера увлечения театральными представлениями при дворе, с которым у Шляхетского корпуса были тесные связи (кадеты дежурили во дворце в качестве пажей), посещение спектаклей иностранных трупп и, конечно, участие кадетов в балетных интермедиях итальянской оперы.

29.06.2017