Гастроли актерских трупп

Гастроли профессиональных иностранных актерских трупп, особенно в 40-е годы, познакомили русского, преимущественно дворянского зрителя, с лучшими достижениями европейской театральной культуры, в том числе с драматургией классицизма. В придворном театре шли с неизменным успехом трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, И. Гот-шеда, комедии Ж.-Б. Мольера, торжественные оперы итальянских композиторов (среди которых особенно выделяется «Титово милосердие» П. Метастазио).

Интерес, проявленный к европейскому театру классицизма, не был случаен в России. На Западе классицизм явился искусством, идеологически и художественно выразившим эпоху «просвещенного абсолютизма». С «просвещенным абсолютизмом» и в России связан новый этап становления национальной культуры, формирования национального самосознания и развития просвещения. Опираясь на философские и социологические воззрения эпохи, отражавшие конкретные задачи современности, литература и театр классицизма в качестве идеала, истинного «героя» утверждают человека общественного склада, для которого интересы государства и нации выше личных интересов. Такой герой изображается в оде, поэме, трагедии.

Классицизм характеризовался интенсивным развитием драматических жанров. Наибольшей популярностью пользовалась драматургия французского классицизма. Спектакли по пьесам Корнеля, Расина,

Мольера - драматургов XVII в., а позднее и пьесам Вольтера на многие десятилетия определили репертуарный состав европейских театров. Такие спектакли иностранных трупп охотно посещались в России. Они покоряли зрителей силой изображаемых на сцене страстей, игрой актеров, строгостью и изяществом постановок.

Начало русской драматургии классицизма положил А. П. Сумароков (1717-1777). Ему принадлежит первая поставленная на театральной сцене русская трагедия - «Хорев» (1747).

28.04.2017