Профессиональный театр

Профессиональный театр

Особым успехом в театре «на площади» пользовались интермедии из народной жизни, осмеивавшие глупого барина, сребролюбивого чиновника, жадного попа («О попе, подьячем и монахе-старце», «О судье», «Херликин и шляхтич», «Соломон и Гаер» и др.). Балаганный театр включал в свой репертуар не только бытовую интермедию, но и драму, а также переделки в пьесы переводных романов. Наибольшей популярностью пользовалась «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе». С успехом шла и пьеса «Царь Ирод», сохранившаяся в репертуаре народного (в том числе солдатского) театра до конца XIX в.

В XVIII в. в России появляется вертепный кукольный театр (впервые возник на Украине). Вертеп («пещера») представлял собой ящик высотой несколько выше человеческого роста и шириной около полутора метров, открытый спереди. Ящик был разделен на два этажа, на которых находились сцены. Пользуясь специальными прорезями, артисты, скрытые за стенами вертепа, водили кукол по сцене. Представления вертепного театра включали преимущественно народные бытовые сценки.

Немалую роль в театральной жизни русского общества первой четверти XVIII в. играли публичные зрелища, устраиваемые в честь побед русского оружия на суше и на море. Триумфальные арки, украшенные аллегорическими фигурами и надписями, шествия, маскарады, фейерверки привлекали массового зрителя, действовали на его воображение, увлекали невиданными эффектами. Все это было, безусловно, сильным и самым общедоступным средством влияния на массы и широко использовалось и поощрялось Петром. Без учета этих массовых публичных зрелищ представление о театральной жизни начала XVIII в. было бы неполным.

Профессиональный театр в первые десятилетия XVIII в. был представлен труппами иностранных актеров, приглашавшихся в Россию и периодически сменявших друг друга.

18.08.2017