Интерес к «потехе»

Интерес к «потехе»

Школьные спектакли обычно не требовали сложных декораций и костюмов. Нередко они шли просто на сцене-эстраде, как например «Слава Российская» или «Владимир» Феофана Прокоповича. Но для постановки ряда пьес, в частности инсценировок романов, необходимо было специальное оформление сцены. Быстрая перемена места действия, которое переносилось, например, из дворца в сад или на поле сражения, а часто из одной страны в другую, заставляла разбивать сцену на несколько частей, отделенных от зрителей «малым» и «большим» занавесом. За «большим» занавесом помещались сменяющиеся по ходу действия декорации - «задники» (в некоторых пьесах - «небо» с «облаками», на которых спускались на землю мифологические персонажи). За «малым» занавесом помещался обычно трон короля или-«град» - укрепление, стоя на котором, король наблюдал сражение. Иногда требовались даже два «малых» занавеса, как например в «Комедии об Индрике и Меленде», где действие происходит то в Дании,, то в Саксонии. Троны двух королей при этом помещались симметрично, справа и слева за «малыми» занавесами, которые открывались и закрывались попеременно.

Интерес к «потехе» в народной среде в первые десятилетия XVIII в. удовлетворяется дешевым театром-балаганом, устанавливаемым сезонно на ярмарках и в дни главных праздников: на святках, масляной и вербной неделях и др.

Театр на площади был известен в Европе уже в средние века. Игры скоморохов, кукольный театр Петрушки, хоровод и другие формы народного творчества знала и Древняя Русь. В литературных памятниках той поры, в произведениях народного творчества и официальных документах сохранились сведения о скоморохах и скоморошеских представлениях и преследованиях со стороны властей и церкви, которым они подвергались, особенно в XVII в.8 Возникший в конце XVII - начале XVIII в. народный балаганный театр продолжал традиции скоморошеских «потех», т. е. традиции народного театра.

23.08.2017