Князь Владимир

Князь Владимир

На сценах школьных театров в петровское время появляются и инсценировки популярных переводных любовных романов. Авторы подобных инсценировок пытались также связать их с современностью. Таковы «Акт о Калеандре и Неонилде», «Акт о преславной палестинских стран царице», «Акт Ливерский» и др., соединившие светскую тематику со стилем школьной драмы.

По своей направленности спектакли школьных театров оставались в рамках господствующей морали. Идеальным героем в них изображался мудрый правитель, заботящийся о благе подданных и процветании своего государства. Это подготавливало в известной степени эстетические установки драматургии русского классицизма. В этом смысле наибольший интерес представляет лучшая из школьных драм «трагедокомедия» Феофана Прокоповича «Владимир», впервые поставленная в театре Киевской духовной академии в 1705 г. Это первая нравоучительная историческая пьеса, созданная на тему из русской истории и в то же время вызывающая у зрителей аналогии с современкостью. В драме рисуются события, предшествовавшие принятию христианства на Руси при князе Владимире Святославиче.

Князь Владимир у Прокоповича понимает необычность предстоящего шага. Одержав победу над Византией, он решает принять веру побежденных и обнаруживает при этом государственную мудрость в определении исторической судьбы народа. Реформа Владимира и сложные обстоятельства ее проведения вызывали у зрителей мысли о преобразованиях Петра I и той борьбе, которую ему приходилось вести с церковью и боярской оппозицией.

Источником для Феофана послужили русские летописи и «Синопсис» Иннокентия Гизеля (Киев, 1674).

28.04.2017