Упразднение государственного театра

Упразднение государственного театра совпало с возобновлением представлений при дворе. Они шли в подмосковном селе Преображенском, в палатах сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны, и в, Измайлове, во дворце вдовы царя Ивана Прасковьи Федоровны. В начале 1707 г. театру царевны были переданы «комедиальное и танцевальное платье» придворного театра Алексея Михайловича и московского театра Кунста-Фюрста, а в конце 1709 г. - их декорации и тексты пьес3.

Спектакли ставились силами любителей - приближенных и слуг царевны Наталии и царицы Прасковьи. В репертуаре были инсценировки житий святых и переводных романов, варьировались также излюбленные древнейшие сюжеты, типа «Комедии Иудифи и Олоферне», «потешавшие» еще Алексея Михайловича. Но в сравнении с его театром «домашний» театр при царском дворе в начале XVIII в. не носил уже такого замкнутого характера. Это распространялось и на театр, организованный Наталией Алексеевной в Петербурге, куда она переехала. Он по-прежнему был любительским. Вход на представления был доступен всем желающим из числа дворян. Репертуар сохранился прежний, но известно, что в сочинении пьес принимала участие и сама Наталия Алексеевна4. По общему мнению исследователей, от театра Наталии Алексеевны ведет свое начало театр в Петербурге. Спектакли во дворце ставились и позже. При Елизавете Петровне они даются уже не только для дворянской публики. В Москве, Петербурге они идут как общедоступные, публичные. В 1751 г. это положение закрепляется специальным распоряжением императрицы, дозволяющим посещать театр всем «прилично одетым людям»5. В круг зрителей были допущены люди купеческого звания.

Любительские спектакли при дворе устраивались и тогда, когда существовали уже общедоступные городские профессиональные театры6, однако серьезных задач их устроители не преследовали, они имели чисто развлекательный характер.

27.04.2017